Татарстан лишился суверенитета.По решению Верховного суда республики
1 апреля 2004 года

Господин Звягинцев оспаривает в суде ряд положений татарстанской Конституции с момента ее принятия в 2002 году. За это время число оспариваемых статей сократилось до 19, а в марте этого года из иска были исключены претензии к положению о том, что Татарстан является государством. Основные прения между сторонами развернулись вокруг положений о суверенитете Татарстана. Представители Госсовета использовали все возможные аргументы, включая перевод текста заключения международной Венецианской комиссии, сделавшей анализ Конституции Чечни, которая также содержит понятие суверенитета. Кроме того, они неоднократно требовали прекратить производство по заявлению господина Звягинцева именно в части претензий к суверенитету республики, поскольку республиканский Верховный суд уже высказывался по этому поводу в пользу парламента республики.
Вчерашнее заседание оказалось самым коротким. Представитель президента Татарстана Андрей Ощепков снова попросил судью Радика Габдуллина прекратить производство по заявлению замгенпрокурора в части суверенитета. Он обратил внимание суда на то, что обсуждение зашло в тупик, так как стороны ссылаются в качестве доказательства своей правоты на одни и те же решения судов. «При этом прокурор почему-то считает, что именно его прочтение решений судов является правильным, надеемся, что суд разберется во всех нюансах дела», — подчеркнул господин Ощепков.
Однако судья Радик Габдуллин нашел претензии замгенпрокурора по вопросу суверенитета обоснованными. Кроме того, суд признал незаконной норму Конституции, которая требует от кандидата в президенты обязательного знания двух государственных языков — русского и татарского. Без удовлетворения были оставлены претензии к положениям Конституции, устанавливающим порядок отзыва депутата Госсовета и регулирующим вопросы организации и деятельности федеральных судов, судопроизводства и статуса судей.
«Заявление удовлетворено частично. После консультаций с заместителем генпрокурора будет определено, обжаловать или нет решение суда. Те позиции, которые удовлетворены, являются главными в этом заявлении. Суд объективно разобрался и принял справедливое решение», — заявил прокурор Татарстана Кафиль Амиров по окончании процесса. Депутат Госсовета Василий Логинов, отстаивавший позицию парламента в суде на протяжении двух последних лет, сообщил, что поддерживает доводы представителя президента Татарстана и не уполномочен делать иные заявления. Впрочем, на решение суда парламенту республики так или иначе нужно будет отреагировать: на исполнение судебных решений закон отводит три месяца.
ИРИНА СИМОНОВА, "Коммерсантъ-Волга-Урал"